09.11.2016 Виртуальный музей: Pro et Contra


Представьте, что вы — человек начала прошлого века. Приходя в музей, вы встречались с произведениями искусства, большинство из которых можно было увидеть только в одном-единственном месте в мире. Однако за несколько десятилетий XX века нечто существенно изменилось. С распространением массовой печатной продукции, развитием фотографии и кинематографа некогда единичные и обладающие уникальной аурой художественные образы стали эфемерными, повсеместными, доступными и бесплатными. Этот процесс изменения статуса произведения искусства в контексте развития средств массовой информации в 1936 году описал философ Вальтер Беньямин в эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости».

В начале XXI века с бурным развитием интернета тенденция к утрате произведениями искусства уникальности приобрела еще больший размах. В пьесе «Одновременно» Евгений Гришковец ярко описал парадоксальность ситуации, в которой мы оказались:

Придете в Дрезденскую галерею, в зал, где висит «Сикстинская мадонна», встанете перед картиной и будете думать: «Так... вот она, это же она..., так надо это понять, надо это осознать... Стоп, стоп, стоп, стоп. Надо сосредоточиться! Ребята, не мешайте!... Я ведь так давно этого хотел! Это же она, она! Я здесь! И она здесь! Так, так, так, так, так, так!...»  и ничего не почувствуете. А когда на плохенькую репродукцию смотрели  всё чувствовали!

Способны ли мы сегодня часами созерцать произведение искусства, затаив дыхание под воздействием его магической ауры? Или повсеместная доступность художественных образов ведет к тому, что наше восприятие становится всё более поверхностным, и нам отчаянно требуется постоянно искать новые визуальные стимулы?

В наше время коллекции крупнейших музеев мира можно увидеть, не выходя из дома. Такая беспрецедентная доступность изменяет не только наше восприятие искусства, но и облик самих музеев. И всё же в эпоху виртуальной воспроизводимости музеи по-прежнему посещают миллионы людей. Будущее музеев — в реальности или в виртуальности? И какие аргументы можно привести «за» и «против» их виртуального существования?

http://universarium.org/news/90